НАДЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ ДЛЯ ВИНТОКРЫЛОЙ ТЕХНИКИ
Вертолётостроение – одна из ведущих подотраслей авиационной промышленности России и всегда славилась своими достижениями.
В деятельности Авиационной корпорации «Рубин» важное место занимает разработка и производство гидравлических систем и взлетно-посадочных устройств для всех типов винтокрылой техники.
Для вертолетной техники ПАО АК «Рубин» осуществляет разработку и серийное изготовление широкой номенклатуры гидравлических агрегатов: гидравлические насосы, электрогидравлические распределители, предохранительные клапаны, редукторы давления и расхода, дозаторы и другие.
За многие годы деятельности предприятия разработаны гидравлические агрегаты для множества образцов современных отечественных винтокрылых машин и их многочисленных модификаций.
Первоначально для вертолетов проектировались шестеренные насосы. Эти насосы работают на давлениях до 12 Мпа (120 кг/см2) в диапазоне температур от минус 60°С до + 70°С, при частоте вращения входного вала 2500...2700 об/мин. Несмотря на скромные для современной авиации характеристики, шестеренные насосы производятся и эксплуатируются и в настоящее время, прежде всего благодаря простоте изготовления и обслуживания.
Современные гидравлические системы вертолетов существенно отличаются от своих предшественников, прежде всего за счет использования в качестве источника гидравлической энергии насосов переменной подачи. Использование аксиально-плунжерных насосов переменной подачи в авиационных гидросистемах позволяет существенно снизить их массу за счет исключения элементов: автомат разгрузки, гидроаккумулятор и др., а также увеличить ресурсы и сроки службы насоса и гидроагрегатов системы.
В Авиационной корпорации «Рубин» для современных вертолетов были спроектированы аксиально-плунжерные насосы, выполненные по схеме с вращающимся ротором и аксиальным расположением плунжеров. Изменение подачи осуществляется по сигналу от встроенной системы автоматического регулирования путем изменения угла наклона опорной шайбы, фазораспределение жидкости осуществляется плоским золотником. Необходимое давление на всасывании создает встроенный центробежный насос подкачки и тем самым обеспечивает бескавитационную работу основного насоса, даже при пониженном давлении окружающей среды на входе в насос. Такие насосы могут работать даже при вакууме на входе – до минус 0,065 МПа (0,65 кгс/см2).Насосы имеют специальную встроенную систему гашения высокочастотной пульсации давления в магистралях высокого и низкого давления, автоматически адаптирующуюся к многообразию режимов работы насоса по давлению подаче, частоте вращения, температуре и.т.д.
В настоящее время в авиацию поставляются насосы регулируемой подачи с рабочим объемом от 4 до 56 см3/об, давлением на выходе до 35 МПа (350 кгс/см2), частотами вращения до 12000 об/мин, мощностью до 160 кВт и подачей до 250 л/мин. КПД насосов достигают: объемный - 0,97, общий - 0,8, энергоотдача - 7 кВт/кг.
При создании насосов для вертолетной техники ПАО АК «Рубин» учтен многолетний опыт, внедрены результаты собственных научных исследований и оригинальные, не имеющие аналогов в мировой практике гидроагрегатостроения, конструкторские решения.
Агрегаты управления потоком рабочей жидкости самые многочисленные изделия разработки ПАО АК «Рубин», применяемые на вертолетах. Со времени основания предприятия их разработано более 500 наименований. Высокий уровень качества и надежности агрегатов управления обусловлен как многолетним опытом их создания, так и проведением исследований, по результатам которых разработаны методики по выбору их конструктивных параметров.
В последние годы нашими конструкторами разработаны электрогидравлические распределители, которые по отдельным параметрам (внутренние перетечки, чувствительность к загрязнениям, ресурс, энергоотдача при больших расходах) превосходят их зарубежные аналоги. Эти агрегаты выпускаются серийно и широко применяются на современных вертолетах.
По колесно-тормозной тематике деятельность ПАО АК «Рубин» в области вертолетной индустрии осуществляется по нескольким направлениям.
Это проектирование и отработка новых колес по ТЗ заказчиков. В тормозе используются новые фрикционные материалы, колеса будут комплектоваться бескамерными шинами, подшипниками в усиленном варианте.
Проводится модернизация и замена колес, находящихся в эксплуатации.
Для вертолета Ми-8 и модификаций отработано тормозное колесо КТ97/ЗМ с дисковым тормозом, для замены колеса КТ97/3 с колодочным тормозом. Изделие КТ97/ЗМ легче на 3,5 кг и имеет в 4 раза больший ресурс тормоза.
Тормоз Т334 вертолетов типа Ка-226 отработан для работы на масле АМ. Г-10 и используется на вертолетах этого типа как с пневматической, так и гидравлической тормозной системой.
Для вертолетов с гидравлической тормозной системой отработан и серийно выпускается клапан редукционный УГ162-2 с разгруженным от давления в тормозе органом управления. Это позволило перейти от традиционного для гидравлических тормозных систем педального (ножного) управления тормозами к управлению с малым усилием рукой.
Возобновлено производство колес КТ97/3, клапанов редукционных УП25/5, УП66, клапана челночного УГ97-7, комплектующих ряд типов вертолетов.
Возобновлено производство модернизированного нетормозного колеса. Магниевый сплав основных элементов конструкции заменен на алюминиевый сплав Д16, применены подшипники в усиленном варианте. Многократно увеличились эксплуатационный ресурс и срок службы.
ПАО АК «Рубин» проводит капитальный и текущий ремонт широкой номенклатуры колес, тормозов и агрегатов, комплектующих многие типы вертолетов.
Для создания конкуренции путем расширения списка поставщиков колес и агрегатов, комплектующих разные типы вертолетов, ПАО АК «Рубин» оказывает ряду предприятий помощь документацией и в освоении производства.
В настоящее время корпорация не стоит на месте в связи с ускорением разработки и внедрением в производство новых перспективных образцов вертолетной техники.
Из года в год требования к техническим характеристикам разрабатываемой продукции возрастают, что требует формирования четкого системного подхода к решению каждой новой задачи, вытекающей из потребностей отечественной авиации.