От идеи – к внедрению в производство
В этом году Авиационная корпорация «Рубин» отметила значимую дату - 75 лет со дня основания. Успешная работа предприятия и его лидерские позиции в авиационной отрасли связаны, прежде всего, с высокой квалификацией персонала и активной деятельностью по внедрению в производство инновационных технологических процессов и решений.
В рамках юбилейных торжеств на нашем предприятии прошло много мероприятий, в том числе торжественные церемонии награждений лучших работников предприятия за высокие показатели в производственной деятельности.
В последние годы Авиационная корпорация «Рубин» динамично развивается, осваивает новые виды продукции, реализует ряд важных программ, в том числе программу импортозамещения. Увеличение объемов производства потребовало расширения площадей. Построены и функционируют литейный и термический цеха, механический цех по серийному производству гидроагрегатов.
В 2021 году на предприятии заработал новый цех гальванических покрытий, в котором реализуются 23 технологических процесса. Как раз в новых цехах и побывали гости торжественных мероприятий, где они ознакомились с процессами изготовления авиационных колёс и насосов с внедрением новых технологических процессов, в том числе робототехнические.
Являясь одним из крупнейших градообразующих предприятий подмосковной Балашихи, АК «Рубин» активно развивается, сохраняя при этом из года в год устойчивый рост объема выпускаемой продукции.
Относительно недавно, в 2013 году, в авиационной корпорации «Рубин» открылся цех по производству углеродных тормозных дисков для тормозных систем самолётов, было смонтировано современнейшее автоматическое оборудование.
Еще в конце 60-х - начале 70-х годов авиационная корпорация «Рубин», наравне с крупнейшими зарубежными фирмами, такими как MessierBugatti (Франция), Danlop (Англия), BFGoodrich, Honeywell, ABSC и Hitco (США), начала интенсивные работы по изысканию новых материалов для авиационных тормозов гражданских и военных самолетов с увеличенной массой и большими посадочными скоростями.
Результаты, достигнутые при использовании углерод-углеродных композитов в тормозах самолетов, превзошли все ожидания. Оказалось, что такие композиты способны поглощать колоссальную кинетическую энергию, имея при этом в 3-4 раза более низкий износ в сравнении с металлокерамикой и позволяя снизить массу тормозов на сотни килограммов. Начался период бурного развития этого направления. В этот период активно создавалась новая авиационная и космическая техника и в нашей стране. Так, в ОКБ А.Н. Туполева проводились разработки сверхзвуковых пассажирского лайнера Ту-144 и стратегического бомбардировщика Ту-160, а в ОКБ Г.Е.Лозино-Лозинского начались работы над созданием космоплана «Буран».
АК «Рубин» требовались не только новые конструктивные решения взлетно-посадочных устройств, но и принципиально другие фрикционные материалы, работоспособные в условиях высокой энергонагруженности.
Совместная работа двух коллективов – АК «Рубин» и НИИ Графит привела к первым положительным результатам. Полеты 1975 – 1976 г.г. первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144, оборудованного углеродными тормозами, способными поглощать колоссальную кинетическую энергию, подтвердили не только возможности новых материалов, но и перспективность дальнейшего развития нового направления.
В настоящее время общепризнанно, что современные авиационные тормоза не могут соответствовать мировым стандартам по техническим характеристикам, если не будут оснащены фрикционными элементами из углерод-углеродных композитов. Именно поэтому ведущие авиапредприятия мира оснащают этими композитами колесные тормоза практически всех гражданских и военных самолетов нового типа и лишь незначительную часть – традиционной металлокерамикой.
В настоящее время научная составляющая сосредоточена на нашем предприятии, а производство организовано совместно с НПО «Авиауглерод». «Идея – прикладная наука – технология – производство» реально реализуется на практике.
В отличие от зарубежных технологий, основанных на предварительном получении иглопробивным методом углеродного каркаса на базе лент, тканей, войлоков с последующим газофазным уплотнением пиролитическим углеродом и термической обработкой, отечественные технологии имеют значительные финансовые и технологические преимущества.
Использование в наших технологиях широкодоступных пековых связующих и дискретных углеродных волокнистых наполнителей позволяет без применения дорогостоящих иглопробивных методов, используя методы аэро- и гидродиспергирования, уже на стадии формования совмещать наполнитель со связующим и значительно снизить продолжительность последующих стадий уплотнения. Кроме того, установлено и другое важное преимущество фрикционных композитов на пековых матрицах: в сравнении с композитами на пироуглеродных матрицах их износ на режимах рулений значительно ниже. Эта проблема не решена зарубежными фирмами до настоящего времени.
Созданные за указанный период производственные мощности позволили оснастить многие новые типы гражданских и военных самолетов углеродными тормозами на базе материалов Термар-АДФ-ОС (монодисковой конструкции) и Термар-ДФ-П (секторной конструкции).
Сегодня для новых разработок Авиационная корпорация «Рубин» оснащена современным оборудованием для исследования физико-механических характеристик, пористости, твердости, фрикционных свойств, проведения элементного анализа и др.
Это позволяет осуществлять разработку углерод-углеродных композитов нового поколения, конкурентоспособных аналогам ведущих фирм мира.
Большое внимание уделяется вопросам диверсификации. Конкуренция на современном рынке, постоянное совершенствование в этой связи технологий зарубежными фирмами, а также тенденция к повышению энергонагруженности авиационных тормозов предъявляют новые повышенные требования к применяемым фрикционным материалам, для производства которых было принято решение о расширении существующего на АК «Рубин» производства и оснащении его оборудованием нового типа.
Предварительные испытания в составе полноразмерного тормоза новых разработок отдела – материалов с условными наименованиями Термар-КВ15, Термар-КВ30 показали, что они ни в чем не уступают зарубежным аналогам.
Важным направлением работы является обеспечение выпускаемых предприятием агрегатов антифрикционными материалами. В настоящее время создается производственный участок, способный обеспечить корпорацию продукцией из антифрикционного материала
Основные результаты работы АК «Рубин» запатентованы и опубликованы в научно-технических журналах. Деятельность Корпорации по разработке технологии и внедрению авиационных углерод-углеродных тормозов были высоко оценены и отмечены премией Губернатора Московской области в номинации «Достижения в области промышленного производства». Кроме того, ПАО АК «Рубин» стал призером конкурса «Авиастроитель года» в номинации «Инновационный проект».
Отметив значимую дату своего рождения, наше предприятие и в дальнейшем будет реализовывать перспективные планы, решать важнейшие стратегические задачи на пути к постоянному развитию и движению вперед, воплощая прочность партнерских взаимоотношений, надежность выпускаемой продукции и ответственный труд на благо Отечества.
Генеральный директор ПАО АК «Рубин»
И.А. Ряпин